Лекция №10

 

Фольклорные традиции и письменность древних египтян

Приветствую вас, мои любимые студенты! Это долгожданная десятая лекция в нашем общем курсе и третья лекция в цикле древнеегипетской мифологии. Сегодняшняя наша тема - фольклор и письменность, которые неразрывно связаны с бытом, а значит, и с культурой древних египтян. Мы не будем подробно останавливаться на истории расшифровывания иероглифов, - это будет вашим домашним заданием, - но уделим должное внимание удивительному фольклору в мифах, которые дошли до наших дней. 

Сперва все-таки следует рассказать вам немного о письменности в Древнем Египте. Как вам, должно быть, известно, тогда существовали особые люди - писцы - которые занимались ведением подробных записей обо всем, что происходит в Египте. Некоторые писцы начинали обучаться своему ремеслу с четырех лет; самые младшие мальчики носили "локон юности" - особую прическу, когда на обритой голове оставляют лишь одну прядь волос с правой стороны головы. Обучение было нелегким и длилось примерно пять лет. Иероглифы, что в переводе с древнегреческого означает "священные письмена", записывались как справа налево, так и слева направо, и даже сверху вниз. Иероглифы, как мини-образы, были очень сложным символьным письмом; тем не менее, усложнено оно было умышленно, дабы сохранить особое положение писцов в обществе, порою наравне с жрецами, почитаемыми иногда полубогами. Иероглифы могут быть как буквами, так и целыми словосочетаниями, что только подтверждает образное мышление египтян. Имена египетских фараонов писались в особых картушах (внешне - круглые рамки), чтобы защитить их от злых духов. Часто у фараона было несколько имен, так сказать, "запасных", чтобы если злые духи добрались до одного из них, он все равно мог воплотиться в реальной жизни через другие свои имена. 

Для деловой переписки существовали и другие способы запечатлеть информацию, такие, как иератическое письмо, а с 800 года до н. э. и демотическое. Они были гораздо быстрее и проще иероглифов, которые ближе к нашей эре стали больше религиозной данью, поистине священными символами, которые в обыденной суетности не использовались. После того, как в VI веке нашей эры закрылся фактически последний египетский храм, искусство чтения иероглифов было утрачено. Но (даю вам подсказку для выполнения домашнего задания) в 1822 году француз Жан-Франсуа Шампольон расшифровал значения символов, начертанных на Розеттском камне.

А теперь прошу вас вспомнить основополагающий миф египетской мифологии... В одной из версий этой легенды, которую мы уже разбирали (вспоминайте), говорится о том, что когда части тела Осириса были извлечены из Нила, Исида и Нефтида устроили над ними поминальный плач. В одном из храмовых песнопений Исида восклицает: 

Боги, и люди перед лицом богов, плачут по тебе вместе со мной!  

Слушай! Я взываю к тебе и плачу так, что плач мой достигает небес - 

Но ты не слышишь голоса моего. Слушай! Я сестра твоя, я люблю тебя

Больше всего на земле - 

И ты не любил никого так, как свою сестру! 

И Нефтида плачет: 

Утоли все все печали в сердцах своих сестер...

Предстань перед нами, желающими узреть тебя. 

Причитания богинь были услышаны Ра на небесах, и он послал к ним бога Анубиса, который с помощью Тота и Гора соединил разрубленные части тела Осириса и спеленал его полосками льняного полотна. Отсюда идет традиция изображать бога в виде мумии. Но это, опять же, всего лишь версия, один из вариантов мифа. В разных источниках вы найдете разные трактовки.  Как видите, тексты, обращенные к богам (то есть молитвы), всегда утонченно-прекрасны, и данный отрывок отличается выразительным и показательным стилем. Для песнопений характерны такие взывания, как "Слушай!", "Смотри!", "Видишь...". Делайте вывод, что песнопения и молитвы жрецов были одним из основных элементов фольклора в Древнем Египте. 

Ярким примером фольклора являются также различные так называемые божественные свитки, одним из которых является "Поучение Аменхотепа", довольно объемное произведение, являющее собой шикарное описание Египта. Желающим рекомендую ознакомиться. 

Одним из самых известных египетских стихотворных произведений является "Песнь арфиста". Она исполнялась во время пиршеств, в домах богатых людей. "прежде чем компания поднималась, - писал Геродот, - маленький гроб с превосходной моделью человеческого тела проносился по кругу и по очереди демонстрировался каждому из гостей. Тот, кто его нес, восклицал: "Посмотрите же на эту фигуру... После смерти вы будете выглядеть так же. Поэтому пейте и веселитесь". Эта песнь в своей самой ранней форме является очень древней. Вероятно, изначально по пиршественному залу проносили настоящую мумию.

Песнь арфиста. 

С этим славным царевичем все хорошо; дни его сочтены,

Его счастливая судьба исполнилась... И вот еще один ушел, 

Тогда как другие, как и в прежние дни, остались. 

Древние цари дремлют в своих пирамидах,

Как и другие, кто был знатен или учен, но есть и такие,

Кто строил гробницы себе, но ныне не имеет места покоя,

Хотя деяния их были великими... Я слышал

Слова Имхотепа и Хордадафа - 

Чьи изречения повторяют все люди... Но где их гробницы? 

Давно разрушены... Даже руины исчезли бесследно,

 Так, словно они никогда не существовали. 

 

Ни одна душа еще к нам не вернулась, чтоб рассказать о том,

Как она поживает, чтобы утешить нас до срока ухода

Туда, куда уйти ей пришлось в свое время... Но пусть наш разум 

Забудет об этом и думает о лучших вещах... 

Пируй себе в удовольствие, пока жизнь твоя длится. 

Разгладь свои волосы с миррой. Будь богато одетым

В белый, надушенный лен; словно боги,

Умащенным будь; и никогда не ведай усталости

В страстном стремлении к тому, что сердце твое желает - 

Делай так, как оно тебе скажет... до того печального дня,

Когда зазвучат причитанья, и сердце, нашедшее покой,

Останется глухо к воплям скорбящих в гробнице,

Не имеющих смысла для того, кто тих и безмолвен...

Так веселись в этот праздничный день без остановки - 

Ведь никто не сможет забрать свои богатства в могилу;

Да, ни один человек не возвращается, когда он уходит отсюда.  

Чтобы перейти к следующему произведению, необходимо дать вам чуть-чуть предыстории. Пятая династия фараонов в Древнем Египте началась с Усеркафа, первого младенца, упомянутого в легенде о Деди, а за ним правили остальные два, которые, однако, не были его братьями. Девятым и последним царем династии был Унас. В так называемых "Текстах пирамид" из его собственной гробницы, а также гробницы  Тети, первого царя IV династии, который женился на дочери Унаса, этот монарх прославляется как звездный бог и отождествляется с созвездием Ориона. Эта концепция весьма примечательна. Она отличается варварской жестокостью, подобной возрождению каннибальских ритуалов, характерных для додинастической эпохи как таковой. Считается, что на празднике хеб-сед вождь племени приносился в жертву и съедался, чтобы соплеменники могли получить из плоти и крови силу вождя и те достоинства и умения (т.н. "благословения небес"), которые сделали его великим. Эта практика была основана на вере в заразную магию, то есть вере в магию, которая передается с плотью, в магию, которая неразрывно связана в телом и кровью. Эта вера присуща не только египтянам - как вам известно, многие древние народы сохраняли после охоты какую-то особую часть тела пойманной добычи - клык, ухо, нос и т.д. Быков и кабанов ели для того, чтобы получить их силу и отвагу, олени давали человеку быстроту ног, а змеи - хитрость. Кровь раненых воинов выпивалась или наливалась в особые сосуды. Точно так же царь Унас пирует после смерти, поедая духов, которые были известны в Гелиополе  как "матери и отцы", тела людей и богов. Он проглатывает их души и тайные имена, содержащиеся в их сердцах, печени и внутренностях, в результате чего становится великим и могущественным. Его сходство с европейскими гигантами-людоедами просто поразительно. Итак, гимн Унасу, приведенный ниже, достаточно близок к оригиналу, чтобы уловить суть и прочувствовать стиль фольклора. Как видите, написано в метрической форме, как попытка передать дух первоисточника.

Орион в Египте

Небеса пролились дождем, и все звезды дрожат

От страха; лучник спешит укрыться;

Трясется старый Акер, лев земли,

И все его поклонники бросились в бегство,

Ведь Унас восходит, являя себя в небесах,

Подобный богу, который питается плотью

Его отцов и его матерей.

 

Унас властитель

Мудрости; имя его - тайна,

И даже мать ее не знает... Его ранг высок

На небесах; власть его подобна власти Атума,

Его божественного отца... Он выше Атума (при анализе подумайте, почему).

 

Тени его двойников следуют позади

Пока он шагает вперед. Надо лбом возвышается

Урей; царская змея указывает ему путь.

Он видит свой ба [см. лекцию №11] - пламя живого огня.

 

Сила Унаса охраняет его... Он теперь

Бык Небес, творящий свою волю,

Кормящийся тем, что дает силу богам -

Он ест пищу тех, кто наполняет свои животы

Словами силы из пылающих озер.

 

Мощью своей защищенный от духов,

Унас приступает к трапезе -

Он ест людей; он угощается плотью богов,

Этот властитель, принимающий дары: он заставляет

Каждого склонить свою голову, низко согнувшись.

 

Амкенхуу - ловец; Хетерту

Связывает их надежно; а Хонсу убийца,

Который режет им горла и выпускает кишки -

Его послал Унас, чтобы их привести...

Шесему разделил порции и смотрит теперь,

Как готовится пища в горящих котлах.

 

Унас поедает их тайные имена;

Унас поглощает их души -

поутру он съедает самых больших, людей среднего роста -

Под вечер, оставляя до ночи тех, кто поменьше.

Тела старцев становятся хворостом в его очаге.

 

Смотрите! Могучий Унас заставляет пламя плясать

Средь бедер старцев, а ноги женщин

Он бросает в котлы, чтоб ими затем угощаться.

 

Унас Великий, Великий среди Великих!

Унас, могущественный бог, бог всех богов!

Жадно съедает он все, что находит,

И он дает защиту, которая крепче

Защиты всех мумий под западным небом.

 

Унас теперь самый главный над всеми -

Много тысяч он съел, много сотен он сжег;

Он правитель Рая... Средь богов

Его душа поднимается на самые высокие небеса -

Корона его, и он властелин горизонта.

 

Он поедает печень одну за другой без счета;

Сердца богов он съедает, и они становятся его;

Он проглатывает Белую Корону и Красную,

Жир внутренностей течет по его горлу; тайные имена

У него в животе, и он процветает -

Смотрите! Он пожрал мозг каждого бога,

И будет жить теперь вечно, и делать всегда

То, что пожелает.

 

Души богов теперь в его великой душе;

Его дух поглотил их; он получает

Пищу в количестве большем, чем боги -

Его огонь объял их кости, и вот! их души

Стали душою Унаса; их тени там, где их формы [обратите внимание].

 

Унас восходит... Унас восходит со всеми - 

Унас сокрыт, он сокрыт... Небосвод для него

Был вспахан... Седалище каждого разума

В сердце у Унаса, единого для всех живых людей.    

 

Как видите, произведение не отличается гуманностью, но при анализе выявляется множество мелких деталей, скрытых при первом чтении.

Вашим домашним заданием, как я уже говорила, будет являться сообщение о том, кому, когда и при каких обстоятельствах удалось расшифровать знаменитые иероглифы (разумеется, достаточно подробно, имени и даты, которые я привела в своей лекции, будет недостаточно), а также сделать анализ гимна Унасу по плану, предложенному вам в шестой лекции, или хотя бы просто разобрать его достаточно подробно, по полочкам - каждую фразу, каждый эпитет, каждую строфу... За анализ до 50 баллов.  

С уважением, А. Луна 

Сайт управляется системой uCoz